О непротивлении и противлении злу силой

В первохристианской книге «Дидахи» («Учение двенадцати апостолов») приводится много цитат из Евангелия с небольшим толковательным расширением. Среди них есть такие простые слова: «Вы же любите ненавидящих вас, и не будет у вас врага». Действительно, если мы будем любить того, кто нас ненавидит, то мы сами не станем считать его своим личным врагом. Кто любит других, у того нет врагов. И вот удивительный пример из современной нам жизни, подтверждающий эту истину.

«Наши дети пошли вместе играть. И кем мы должны были быть друг другу? Неужели врагами?»

Священник Олег Ступичкин с семьей
Священник Олег Ступичкин с семьей

Недалеко от шахты, в которую в 1918 году сбросили тела расстрелянной Царской семьи, находится маленький поселок с говорящим названием – Нейво-Шайтанский. Здесь в ночь на Рождество 2007 года пришлые наркоманы-грабители проникли в храм и стали рассовывать по мешкам иконы. Когда настоятель храма священник Олег Ступичкин заметил их и попытался остановить, они убили его, а тело пытались сжечь. Той же ночью убийц задержали на трассе. На следующий день после убийства к супруге отца Олега матушке Марине, у которой на руках осталось четверо детей, пришла жена одного из убийц с маленьким сыном. Матушка рассказывала: «Подле меня сидел мой ребенок, и наши дети пошли вместе играть. И кем мы должны были быть друг другу? Неужели врагами? Господь показал мне, что на самом деле ее доля труднее: меня превозносят, а ее поносят, у нее тяжелее крест. Я хотя бы 20 лет была счастлива, а она всего ничего успела с мужем пожить. Потом я попала в туберкулезную больницу с воспалением легких, и там Господь свел меня с людьми из тех, что убили моего мужа, – с наркоманами. Он раскрыл мне их, показал другую сторону жизни: темную, ее самое дно, и я поняла, приняла этих людей с их бедою… Ни минуты я не держала ни на кого зла – только очень больно было. Откуда силы для прощения брала? Силу эту только Господь может дать. Обиду держать – безумие. Ведь вот как удивительно получилось: один из убийц вразумился в тюрьме – веру обрел. С фото отца Олега не расстается». Вот так даже в этом трагическом случае Христос вновь одержал победу над диаволом – победу посредством любви.

Но разве христианин не замечает вокруг себя зла и несправедливостей? Да, замечает. Но в том-то и дело, что если думать, будто зло стало сущностью окружающих нас людей, если считать, что другие люди неисправимы, то зло искоренить невозможно. Лишь когда мы понимаем, что зло – инородно нам, что оно есть приразившаяся к людям болезнь, от которой можно исцелиться, тогда появляется в жизни уверенность, а в общении с ближними – надежда и взаимное доверие. Не своим недовольством, а только любовью можно исправлять окружающих.

На самом деле где-то в глубине души самого, казалось, отпетого негодяя еще может теплиться искра жизни, надежды, любви. Никто из преступников не был счастлив, но ведь к счастью стремятся все, в том числе и преступники. Просто они понимают счастье по-своему, а затем много страдают, не имея подлинной, возвышенной жизни.

Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
(Б. Пастернак)

Мы даже не представляем, насколько хорошими, глубокими и сердечными могут быть многие люди, которые поначалу производят впечатление сухих и озлобленных. Как часто оказывается, что за внешним ожесточением скрывается теплая, страдающая и любящая душа.

Знаю человека, который в школе слыл за бандита, наводил страх на окружающих, так что педагоги считали его неисправимым. А потом он пришел к Богу, поступил в семинарию, стал тихим и скромным, и теперь это прекрасный священник. Покаяние потому и действенно, что в глубине сердца самого отъявленного злодея еще не умер искренний, чистый, порядочный человек. Каясь и получая от Бога помощь, он может раскрыться, сбросив с себя всю шелуху дурного, которое всегда вторично по отношению к подлинной сути человека. Любовь к другому, даже когда он предстает как наш враг, показывает, что мы верим в возможность его нравственного воскресения, верим в то, что он еще не погиб.

Вспоминается еще реальный случай, произошедший во время недавней войны в Чечне. Попал к нашим солдатам раненый чеченский подросток. Его поместили в лазарет, где за ним заботливо ухаживала добрая медсестра. Подросток всё время злобно ругался, в сердцах говорил, что, когда вырастет, будет резать русских. Медсестра, услышав, спросила: «А меня тоже будешь резать?» Замолчал подросток, потом сказал: «Нет, тебя не буду». И больше не ругался.

Многое в жизни совершенно не так, как нам кажется. Мир не такой, каким мы его подчас видим своим испорченным взглядом. Причинение зла есть глубокая ошибка и трагедия творящего зло человека. И потому его надо прежде всего пожалеть, он готовит себе своим злом страшные беды.

В наши дни христианину особенно важно не смотреть на других как на разносчиков зла

В наши дни христианину особенно важно не противопоставлять себя окружающему миру как спасенного погибающим. Не смотреть на других людей как на заразу греха и разносчиков вируса зла. А, пытаясь сохранять внутреннюю свободу от соблазнов мира, видеть в людях неповторимых, созданных по образу Божию и призванных к вечности личностей. Такой подход и нас самих сохранит, и даст причиняющему нам зло человеку возможность стать чище и лучше. Тепло и любовь души способны растопить лед холодного сердца.

О ПРОТИВЛЕНИИ ЗЛУ СИЛОЙ

Илья Репин. Святитель Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных. 1888 г.
Илья Репин. Святитель Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных. 1888 г.

Как вы себя поведете, если увидите, что на улице пристают к беззащитному человеку? Поспешите пройти мимо, чтобы не досталось самим? Вызовете полицию и будете отстраненно смотреть, что будет дальше? Или же поучаствуете в беде ближнего?

Не будем кривить душой: в нашем обществе распространены трусость, неспособность защитить ближнего и откликнуться на чужую боль. Самое же страшное бывает тогда, когда свою безучастность и слабохарактерность мы объявляем добродетелью смирения. Вот история, случившаяся совсем недавно. Нет смысла пересказывать все детали. Но суть в том, что в период активной пропаганды ювенальной юстиции у молодой мамы отняли двух малышей. Приходя к зданию, где находились детишки, она плакала возле окна, откуда на нее смотрели ее малыши и тоже рыдали навзрыд. И главное, ситуация на местном уровне не могла разрешиться. В органах опеки изобретали самые разные основания: «отдадим, когда сделаете ремонт в квартире», «отдадим, когда соберется комиссия». Как потом выяснилось, возвращать детей и не собирались. Однако среди друзей пострадавшей семьи нашлись те, кто проявил активное участие. Удалось выйти на структуры, наблюдающие за деятельностью опеки. Административное вмешательство сверху, выявив ряд нарушений в действиях опеки, обязало вернуть детей маме. Ювенальщики буквально шипели: «Кто там вмешался?» Но пусть это останется тайной.Вопреки распространенным взглядам, добро – это вовсе не робкая благостность по отношению к совершающемуся вокруг нас злу, не толерантное заискивание или терпимость к любым формам общественной несправедливости. Подлинные любовь и добро – это активная сила, которая никогда не будет мириться со злом, злобой или несправедливостью, в нужный момент противостанет им, будет с ними бороться и их искоренять.В поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» бесстрашный купец Калашников не побоялся вступить в конфликт с любимым опричником царя Иоанна Грозного. Почему? Потому что опричник Кирибеевич хотел посягнуть на семью Калашникова, опозорить его жену, и супруг, не боясь неминуемой смерти, одолевает противника.

Как же соотнести с упомянутым случаем христианское смирение и беззлобие?

Подлинные смирение, кротость, беззлобие не есть слабохарактерность; напротив, это умение владеть собой, своими страстями и чувствами, что предполагает внутреннюю крепость и силу воли. С одной стороны, это умение совладать с собственным гневом, чтобы не выплескивать его без причин. А с другой – умение дать неприятелю достойный отпор, когда требуется защитить своих ближних.

Схиигумен Савва (Остапенко): «Какая страсть самая опасная, и какой грех самый губительный? Трусость и боязливость».

Архимандрит Рафаил (Карелин), запечатлевший в своих воспоминаниях образ многих духовных людей, с которыми он встречался, приводит интересные рассуждения известного старца схиигумена Саввы (Остапенко): «Какие страсти отец Савва считал самыми губительными для современного человека? Как ни странно, батюшка не назвал ни блуд, ни гордость. Я как-то спросил у него: “Какая страсть самая опасная, и какой грех самый губительный?” Он ответил: “Трусость и боязливость. Такой человек живет всегда двойственной, ложной жизнью. Он не может довести доброго дела до конца, всегда как бы лавирует между людьми. У боязливого кривая душа; если он не поборет в себе эту страсть, то неожиданно под действием страха может стать отступником и предателем”. Когда я спросил: “А как преодолеть эту страсть?” Он ответил: “Преодолевай ее в малом, не надейся на людей, в том числе на себя, а уповай на Бога”. А затем добавил: “Молись Божией Матери – Она наша взбранная Воевода”».

Как же объяснить поведение некоторых святых, например преподобного Серафима Саровского, который не стал оказывать сопротивления своим личным обидчикам, напавшим на него в лесу? Ведь святой Серафим физически был намного крепче их, однако не стал сопротивляться – ему покалечили позвоночник, так что всю жизнь он ходил согбенный.

Святитель Филарет Московский однажды произнес замечательные слова, о которых стоило бы помнить: «Гнушайтесь врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите врагов ваших». Есть три категории врагов, и к каждой из них стоит по-особому относиться:

– личных врагов христианин призван прощать, предоставляя суд над ними сердцеведцу Богу;

– врагам Отечества следует давать достойный отпор, потому что, защищая Отечество, мы избавляем ближних от многих бед;

– врагами же Божиими, то есть теми, кто осознанно идет против Бога, необходимо гнушаться, то есть отвращаться, сторониться их заблуждения.

Обиду мы терпим, когда она причиняется нам как людям частным. Но в обществе мы друг друга защищаем.

Когда святой Константин Философ (в монашестве Кирилл), просветитель славян, посланный греческим императором к сарацинам для прения о вере, пришел в их столицу, то он услышал следующее недоумение: «Христос есть Бог ваш, почему же вы не поступаете так, как Он повелевает вам? Он заповедал вам молиться за врагов, добро творить ненавидящим и гонящим вас, бьющим в щеку обращать другую, – вы же поступаете не так: если кто обидит вас, вы изощряете меч, выходите на войну, убиваете. Почему же вы так делаете?» Выслушав, святой Константин спросил у них: «Если в каком-нибудь законе будут написаны две заповеди, то который человек окажется более совершенным исполнителем закона: тот ли, который исполняет одну, или тот, кто исполняет обе заповеди?» – «Тот вернее служит Богу, который исполняет обе заповеди», – отвечали ему. «Правильно, – продолжал святой. – Итак, теперь рассудите дальше: истинно, что Христос повелел нам молиться за обижающих нас и благотворить им. Но Он сказал также, что большей любви никто из нас явить в этой жизни не может, как если кто положит душу свою за друзей своих. Свою обиду терпит каждый из нас, когда она причиняется нам как людям частным. Но в обществе мы друг друга защищаем, жертвуем своей жизнью, чтобы вы, пленив наших сограждан, вместе с телом не пленили и их души, принудив их к отречению от веры и богопротивным действиям. Ведь вы, если покорите какую-нибудь землю, то всех принуждаете принимать вашу веру и лишаете Небесного Царствия. Так лучше нам предать телесной смерти некоторых из ваших воинов, чем если многие из наших братьев по вере умрут через вас духовною смертью».

Древнехристианский подвижник преподобный Исидор Пелусиот рассуждал: «Апостол Павел сказал: “Аще возможно… со всеми человеки мир имейте” (Рим. 12: 18). Иногда бывает это и невозможно, когда дело идет о благочестии, о справедливости, о целомудрии, и, просто сказать, о всех добродетелях. Как будет в мире благочестивый с нечестивым, правдивый с лживым или целомудренный с похотливым, который готов растлить не чужую только, но и свою собственную красоту? “Держись… мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца” (2 Тим. 2: 22)».

Преподобный Сергий Радонежский, являя собой пример глубочайшего смирения, никогда не мстил обидчикам и считал за лучшее удалиться из обители, нежели наказывать тех, кто негодовал на него. Однако он благословил на ратный подвиг иноков Пересвета и Ослябю, да и самого благоверного князя Димитрия Донского, чтобы они поражали врагов Отечества. Как же его личное смирение и кротость совмещались с согласием на чье-то убийство? Дело в том, что смирение святого человека (а поступки святых – пример для подражания каждому из нас) – это смирение не перед злом как таковым, а прежде всего перед Богом, то есть послушание воле Божией. Преподобный Сергий жил по Божиим заповедям, и Господу угодно было защитить Русскую землю от монголо-татар руками русских воинов, поэтому преподобный, прозревая Божию волю, благословил князя и воинов на ратный подвиг.

Во время обороны Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, осаждаемой польскими интервентами в 1608–1610 годах, было явлено удивительное чудо. Однажды при вражеской атаке возле стен обители явились преподобные Сергий и Никон Радонежские. Неприятели пускали стрелы, которые едва достигали места, где стояли святые, как возвращались обратно, поражая захватчиков. Те, кто уже достиг Небесного Царства, Царства Евангельских истин, дают на земле достойный отпор врагам, наказывая дерзких людей, напавших на святую обитель!

Разве смирение состоит в том, чтобы поддакивать всякому наглому слову, покорно соглашаясь с собственной никчемностью? Творец вложил в наше естество защитные функции, которыми пренебрегать нельзя. Так что иногда стоит прислушаться и к словам из песни мудрой черепахи Тортилы в сказке «Золотой ключик»: «Драться надо – так дерись».

Поэтому можно сказать со всей очевидностью, что мужество – подлинно христианская добродетель. В частности, святой Амвросий Медиоланский († 397) выделяет в добродетели мужества два проявления: мужество в подвигах военных и мужество в частной и повседневной жизни. В первом случае мужество есть решимость и способность осуществлять требования справедливости. Во втором – мужество – величие и крепость духа, та высшая степень самообладания, при которой человек побеждает в себе грехи и страсти, а при любых жизненных невзгодах хранит спокойствие.

Добродетель мужества двояка: она проявляется в искоренении зла внутри себя самого и в искоренении зла в окружающем нас мире.

Добродетель мужества двояка – она проявляется в искоренении зла внутри себя самого и в искоренении зла в окружающем нас мире. Собственно, только имея мужество, можно являть деятельную любовь к ближним, избавляя их от бед и жизненных неприятностей.

Кстати, святой Амвросий Медиоланский бесстрашно выступил с обличением императора Феодосия Великого (379–395), когда тот позволил жестоко расправиться с жителями города Фессалоники, взбунтовавшимися против повышения налогов. Почти всё население города с детьми и стариками было согнано в цирк и истреблено. Лишь после внушений святителя император раскаялся и явился для принесения покаяния ко входу в храм без императорских одежд. Значит, мужество, соединенное с личной верностью Богу, способно других привести к покаянию.

Как бы хотелось, чтобы мужество отличало каждого современного православного христианина.

Священник Валерий Духанин

О непротивлении и противлении злу силой: Один комментарий

  1. «…мужество – величие и крепость духа, та высшая степень самообладания, при которой человек побеждает в себе грехи и страсти, а при любых жизненных невзгодах хранит спокойствие.»

    Это видимо о страхе Божьем.
    Страх Божий ненавидит грех, силой Божией побеждает грехи и страсти, хранит самообладание и спокойствие, потому что кроме Бога ничего не боится и желает творить только Божию волю.

    Наверное, есть люди от рождения мужественные, с сильной волей. Но, как сказал батюшка Серафим Саровский, если Бог не освятит добродетели человека Его благодатной силой, то все подвиги человека напрасны.

    Вот этот совет, я думаю, всем без исключения подходит:
    “Преодолевай ее (страсть) в малом, не надейся на людей, в том числе на себя, а уповай на Бога”. А затем добавил: “Молись Божией Матери – Она наша взбранная Воевода”».

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s