Два пути

Пути Твои, Господи, скажи мне.

ПРОСТРАННЫЙ ПУТЬ.

Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими.

Господь открывает, что в пути, ведущем в погибель, идут многие; а врата и путь, ведущие в жизнь, немногие находят (Мф. 7:14). Отчего же это? – Оттого, что немногие верят словам Господним. Господи! кто верова слуху нашему? – взывал пророк Исаия. И Господь говорил даже ученикам Своим: О, роде неверный (Мф. 17:17)! О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки (Лк. 24:25)! Но отчего мы стали неверны? Посмотрим на прародителей наших: Господь заповедовал им не есть с одного дерева плодов и сказал: в он же день снесте от него, смертию умрете. Но пристал к ним искуситель и сказал напротив: не умрете; когда вкусите, то сделаетесь, как боги, – знать будете добро и зло. И поверили люди не столько Богу, сколько дьяволу. И как от смрадного источника течет вонючая вода, так и от зараженных неверием первых людей происходят все их потомки неверными.

Но как противно Богу это неверие? – Это видно из слов Господних: о, роде неверный! – так говорил Он Своим ученикам, когда они не могли, по неверию своему, изгнать из отрока духа глухонемого, – доколе буду с вами? доколе терплю вас (Мф. 17:17)? Такие слова не иное что показывают, как гнев Господень на неверных; и мы сами можем понимать, – как это противно Богу, когда тварь Его, одаренная от Него смыслом, не имеет веры словам Его; и притом еще тогда, как мы верим всякому небесчестному человеку, верим даже распискам, особенно засвидетельствованным от начальства. Ни видим ли, как и самый последний из нас любит, когда словам его верят? Потому знатные обижаются и малейшим знакам неверия словам их. И при всем этом мы мало верим словам Господним, невнимание гласу Евангелия, запечатленному Его кровью; и оттого некоторые смеют еще говорить: мало ли чего не написано! – О, роде неверный! И не стараемся мы уподобиться апостолам, которые просили: Господи! умножь в нас веру, или отцу отрока, молящемуся со слезами: Господи! помоги моему неверию.

Но обратимся к откровению Господню и посмотрим на тех, которые идут по пространному пути, вовсе не разумея, по неверию своему, что конец его спускается во глубину ада. Слово Господне указывает нам, что по пути к погибели, идут все те, которые не веруют в Сына Божия. Ибо нет иного имени, которым бы подлежало спастись нам, кроме Господа Иисуса Христа; и потому всякий, неверующий в Него, уже осужден есть (Ин. 3:18), определен на вечную муку. Кроме этих осужденных, идут в погибель и все те, которые, хотя и веруют в Него, но не следуют Его учению, по той причине, что не имеют веры словам Его. И о них свидетельствуя, Господь говорит: многие скажут Мне в тот день (Страшного Суда): Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? И объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7:23). Делать противное повелению Господню и не каяться, не просить у него прощения, свойственно только тем, которые не верят учению Господню и отчуждены от жизни Божьей, по причине их невежества или ожесточения сердца. – «Я, – говорит святой Златоуст, – таким, скажу: ты не христианин, ты хуже язычника. Почему? Потому что нечестие-то по крайней мере последовательно: кто не думает, что Христос есть Бог, тот по необходимости не верует и учению Его; а этот даже не держится и последовательности, – признает Его Богом, и не почитает достоверным того, что Он сказал».

Хочет ли кто видеть каждого порознь из тех, которых шествие в погибель? Господь указывает на них, говоря: горе вам, богатые, ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные земными благами; ибо и сии идут по тому же пути, по которому многие стремятся в погибель. Горе вам, смеющимся ныне, ибо восплачете вы и возрыдаете (Лк. 6:24, 25). – Вот верный признак шествующих в вечную муку: кто любит есть, пить и веселиться; у кого рот, как у блудниц, не закрывается от смеха, кто утешается песнями, кто славится своим богатством или властью и умением жить согласно с человеческим мнением. Ибо и о таких Господь говорит: горе вам, когда люди будут говорить о вас хорошо (Лк. 6:26)!

Горе миру от соблазнов, – еще Господь сказал; и, отвращая нас от вечного горя, Он говорит: смотрите, берегитесь любостяжания, не собирайте себе сокровищ на земле; ибо где будет сокровище, там сердце (Лк. 12:15; Мф. 6:19, 21). И даже что еще? – не заботьтесь, – говорит, – и о завтрашнем; не заботьтесь и о том, что вам пить и есть, и во что одеться (Мф. 6:34, 25). Значит, все любостяжательные и многозаботливые, как делающие противное Богу, подвергаются опасности погибнуть: горе им, соблазняющимся примерами прочих. И Писание не напрасно говорит: есть пути, которые кажутся быти правы; однако концы их зрят во дно адово (Притч. 16:25). Кажется, какой бы грех приобретать и скапливать земные блага, а на деле происходит от сего погибель души. Ибо все сии поступают, как враги креста Христова; все они мыслят о земном, и их конец погибель (Флп. 3:19), как сказал ап. Павел. Еще он же говорит: корень всем злым есть сребролюбие; и потому желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть (греховную), – во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу (ІТим. 6:9, 10). Но мы, не разумеющие истины, хвалим и превозносим тех, которые собирают и громоздят вокруг себя всякие земные блага, чтобы достаточно им было их на многие годы. А все отчего так делаем мы? – оттого, что не верим слову Господню: еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом (Лк. 16:15).

Так вот какое множество людей идет по пространному пути в погибель! И, вообще, всяк, как говорит Писание, иже не научится правде на земли и истины не сотворит, да возьмется нечестивый и не видит славы Господней (Ис. 26:10). В числе сих окажется немало и всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины (Тим. 3:7). Ибо Господь сказал: горе вам, книжники, что затворяете Царство Небесное человекам (Мф. 23:13). Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения; сами не вошли и входящим воспрепятствовали (Лк. 11:52). Итак, идут и те в погибель, которые хотя и разумеют правду Божию, но не творят ее и других не учат; идет со всеми вместе и тот из нас, кто, имея достаток в мире сем, но, видя брата в нужде, затворяет от него сердце свое (1Ин. 3:17). А таких сколь много! И все они, идущие по пространному пути, услышат на суде приговор праведного Судьи: идите от Меня в огнь вечный. О, какой им будет тогда невыразимый страх! И теперь, кто обратит внимание на конец пространного пути, и грустно ему покажется и страшно идти по нему! Вот и пророк Давид, которому были открыты судьбы Господни, утаенные от людей мира сего, смотря на конец сего пути, по которому идет неисчислимое множество людей, в страхе взывал пред Судьею: трепещет от страха Твоего плоть моя; ибо судов Твоих я боюсь. Открываю уста мои и вздыхаю; из глаз моих текут потоки слез (Пс. 118:120, 131, 136).

Что ж, если бы кому, идущему по сей дороге, по которой все идут в глубоком мраке (во тьме неведения), воссиял луч истинного света, указывающий путь иной, который немногие находят; то неужели он не пожелал бы устремиться на него, хотя бы и многие уговаривали его идти с ними вместе по пути тому, по которому все идут в погибель? Кто не рассудит, что лучше одному спастись, чем со всеми жить заодно и вместе погибнуть? Так и Господь велит отсекать руку и ногу, вырывать правый глаз, если они соблазняют и влекут к делам погибельным; ибо лучше, чтобы погиб один из членов, а не все тело ввержено было в геенну огненную (Мф. 5:30). Значит, не должно дорожить и тем, кто служит для тебя рукою, ногою и глазом, если чрез него склоняешься ты к преступлению заповеди Божией; лучше все презреть, всего отвергнуться, лишь бы не попасть в огнь неугасимый.

Для сего посмотрим и на место вечных мучений, где плач и скрежет зубов, и где червь не умирает, и огнь не угасает. Там безутешный плач и непрерывный шум от стонов и рыданий, и ни звука радости в сей необъятной бездне адской. Там повсюду простирающийся мрак и невыразимый жар произведут ужасную скуку и томление, а червь неусыпающий ежеминутно будет возобновлять болезни в теле и в душе страдания. И не будет там ни на одно мгновение никакого облегчения; нельзя будет там придумать никаких средств к избавлению от вечных мучений. Там сказано еще: будет скрежет зубов, который произойдет от безутешной горести и отчаяния; а их произведут в сердцах ожесточенных грешников вечность адских мучений и невозможность их прекращения. Таким образом, безнадежность на окончание мук послужит как бы горчайшею приправою всех страданий и совершенною казнью страдальцев. – Вот где конец пространного пути! Но идущие по нему идут, как сказано, в суете ума их, помраченные смыслом (Еф. 4:18), и потому все идут спокойно; но ведь дойдут же некогда до того места, где червь не умирает и огнь не угасает.

УЗКИЙ ПУТЬ.

Ты укажешь мне путь жизни (Пс. 15:11).

Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7:14), – Господь сказал. И вот тому подобие: город построен, расположен на равнине и наполнен всеми благами; но вход в него тесен и расположен на крутизне так, что по правую сторону огонь, а по левую глубокая вода. Между ними, то есть, между огнем и водою, лежит одна стезя, на которой может поместиться не более, как только ступня человека. Если город этот будет дан в наследство человеку, то как он получит его, если никогда не перейдет лежащей на пути опасности? Такова и доля спасаемых. Для них Господь сотворил век будущий – Царство, уготованное им от сотворения мира; но когда Адам нарушил Божественные постановления, то и определено было тому, что есть. И сделались входы в жизнь будущего века тесными, болезненными, утомительными, также – узкими, исполненными бедствий и требующими великого труда. Итак, если входящие, которые на земле живут, не войдут в это место тесное и бедственное, они не могут получить, что уготовано. Погибают же многие в этой жизни, потому что нерадят о предложенном им законе, в котором Бог определил, что делая, они будут живы; а они не послушались, утвердили в себе помышление суетное, не познали путей Его (3 Езд. 7:6-14, 20-23). И вот проводят дни свои в счастье, и мгновенно нисходят в преисподнюю (Иов. 21:13). Итак, всякий, любящий душу свою, погубит ее, а ненавидящий душу свою в мире сем, сохранит ее в жизнь вечную (Ин. 12:25).

Некто спросил Господа: неужели мало спасающихся? и Господь сказал: подвизайтесь войти сквозь тесные врата; ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут (Лк. 13:24). Но что это за врата? Господь возвещает: Я есмь дверь; кто войдет Мною, тот спасется (Ин. 10:9). Или еще как говорит: кто Мне служит, Мне да последует (Ин. 12:26). Овцы Мои слушаются голоса Моего, и идут за Мною; и Я даю им жизнь вечную (Ин. 10:27). – А от чего делаются врата спасения тесными? – От повелений Господних; ибо мы говорим про другого: он нас стесняет, когда не дает делать, что хотим. Но почему же называет Господь врата спасения тесными, когда о Своих повелениях сказал: иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:30)? – Слова Господни истинны; и чтобы увериться нам в том и другом, посмотрим на своевольных сынов человеческих, сколь стеснительны для них заповеди Господни и, напротив, сколь благотворны они для покорных Господу Богу своему. Господь, отвлекая нас от земных, суетных и скоропреходящих благ, чтобы взамен их подать небесные и вечные, вот, например, что говорит: не собирайте себе сокровищ на земле, или не заботьтесь о том, что вам пить и есть, и во что одеться (Мф. 6:19, 25). Но что легче, собирать или не собирать? об этом может всякий рассудить. Также и не заботиться ни о чем, а все упование возлагать на Господа несравненно приятнее для благоразумных, чем самим беспокоиться обо всем. Подобно и прочие заповеди все служат ко благу души, если только она умудрится словом Господним. Но это же иго Господне и бремя легкое, для людей мира сего, многозаботливых и любостяжательных, делается воистину игом несносным и обременительным; и потому они закону Божию не покоряются, да и не могут (Рим. 8:7). Но Писание не напрасно говорит: блаженны ходящие в законе Господнем: живы будут сердца их в век века (Пс. 118:1, 21, 27). Пред лицем человеческим аще и муку приимут, упование их бессмертия исполнено есть; в мале наказани бывше, великими облагодетельствовани будут (Прем. 3:5).

Подвизайтесь, – Господь говорит нам, то есть, старайтесь всеми силами войти сквозь тесные врата; потому, что они неудоброходны, и многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие, Жизнь бесконечную. Царство Небесное, – как сказал еще Подвигоположник наш Господь, – силою берется, и (только) употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12). Значит, без подвига, без собственного старания и понуждения к добру тут ничего не сделаешь. Но будем знать, что, если Господь велит стараться входить в тесные врата, то, верно, иначе и спастись нельзя; а то зачем бы Человеколюбец Бог стал обременять нас многими скорбями, если бы и без них можно было спасаться? Потому-то многие из спасаемых и терпели здесь сердечные раны всякий день и страдание души всякую ночь. Иногда так им тяжело было, что изнемогали от вопля уста их, и засыхала от стенаний гортань их. Так, например, Давид пророк вещал о себе пред Богом: утомлен я стенаниями моими, в полдень и полночь вздыхаю, вечером и утром вопию к Тебе. Око мое потемнело от горести, и, как трава, иссохло сердце мое, и я забыл есть хлеб мой: уподобился я пустынной птице, не сплю и сижу, как филин на развалинах (Пс. 6:7; 101:5-8). И, вообще, для всех праведников земля была не иное что, как юдоль плачевная; она видела их на себе ходящими с поникшею головою и орошающими ее почти всегда слезами. С воплем крепким приносил на ней молитвы Свои и Тот, Кто по существу Своему был равен Отцу Своему и Богу. Потому Он и говорит: кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее: а кто погубит душу свою Меня ради и Евангелия, тот спасет ее (Мк. 8:35).

Все святые, от века благоугодившие Богу, работали Ему, как сказано, со всяким смиренномудрием и многими напастьми (Деян. 20:19). Ибо «не благоволил Бог, – как пишет Исаак Сирин, – чтобы возлюбленные Его покоились в теле; но паче восхотел, чтобы они пребывали в скорби, в тяготе, в трудах, в нужде, болезни, уничижении, в оскорблениях, в сердечном сокрушении, в печальных мыслях – чтобы имели иной взгляд на жизнь сию». Потому и Писание нам говорит: если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы – не сыны (Евр. 12:7, 8). Хотя все люди на земле более или менее страдают от чего-нибудь, ибо скорбь и теснота бывает всякой душе человека, делающего злое (Рим 2:9); однако страдать по слову Господню, идти путем прискорбным по указанию Свыше немногие соглашаются. Узкий путь немногие находят и сквозь тесные врата из желающих войти многие не могут. Истину сих слов Господних может усмотреть всякий: о чем земнородные хлопочут? чего более все они ищут себе? Все заботятся о земном; а как войти сквозь тесные врата? потерпеть лишения земных благ? о том никто не говорит ни слова. И Писание говорит верно: видите яко вси ослепоша, не разумеша смыслити, вси путем своим последоваша (Исх. 56:10, 11) или, как сказано еще; тьма покрывает землю, и мрак на всех живущих. Потому-то и учит нас апостол: не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия (Рим. 12:2). Кто хочет преобразиться умом своим, то есть изменить свой образ мыслей, обновить свой ум; тот пусть приобретет ту сходящую Свыше премудрость, которая превосходит разум всех живущих жизнью земною. И сему научая, Господь говорит нам: будьте мудры, как змии (Мф. 10:16). Мудрость же змия замечательна тем: когда устареет на нем верхний слой кожи и, засыхая, не дает ему свободно извиваться и ползать, то он избирает тесное место и, проползая, оставляет тут негодную кожицу. О, если бы и мы для свободы души так делали! Жили бы на земле, якоже слуги Божии, в терпении мнозе, – как писал ап. Павел, – в скорбех, в теснотах по Христе.

Иеросхимонах Стефан Филейский (житие)

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s