О недоказанном «преступлении» русского православного царя Ивана Грозного

Газета «Новое время», раздел «Московская хроника»,
30 (17) января 1913 года:

«Порча репинской картины.
Сегодня в городской художественной галерее имени братьев Третьяковых имел место акт дикого вандализма, совершенный сумасшедшим-маньяком.
В 10 ½ час. утра один из посетителей галереи, неоднократно ее посещавший, изрезал знаменитую картину Репина — «Иоанн Грозный, убивающий своего сына», или как она названа по каталогу – «Иоанн Грозный и сын его Иван». Сумасшедший серповидным ножом садового типа сделал на картине три продольных разреза, от восьми до восьми с половиной вершков каждый. Так как лицо Грозного и его сына очень близко сходятся на картине, то один из порезов, пришедшийся именно в этом месте, испортил лица обеих фигур. <…> Безумец, совершивший это бессмысленное преступление, оказался иконописцем Абрамом Абрамовичем Балашовым, 28 лет, хорошо известный администрации и служащим галереи. Пройдя несколько зал, он смотрел картину «Боярыня Морозова» и что-то шептал перед ней, а при входе в зал, где находится картина Репина «Иоанн Грозный», вдруг с неистовым криком бросился к картине, перескочил через барьер и шнур, ограждающие картину и со словами: «довольно крови» три раза полоснул картину ножом <…>».


История появления этой картины:

«Картина впервые была публично представлена на 13-й выставке передвижников, открывшейся в Петербурге 10 февраля 1885 года. Несмотря на восторженные отзывы критиков и других художников, ее раскритиковал обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев, который заявил, что это «художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма». Картина также не понравилась императору Александру III, который после ее просмотра выпустил резолюцию: «Картина отвратительная, напишите об этом директору Департамента полиции И. П. Дурново, я полагаю, что он может запретить возить ее по России и снять теперь с выставки«.


«Картину «Иван Грозный и сын его Иван» сопровождает дурная слава. Приобретая полотно, меценат Третьяков сделал оговорку, что оно никогда не будет выставляться. Однако запрет Третьякова удалось снять и результат незамедлил сказаться.

Полотно производило негативное впечатление на зрителей. Они рыдали, впадали в ступор, валились на землю. Наконец, в один ужасный день (16 января 1913 года) молодой (старообрядец) иконописец Абрам Балашов бросился на картину с ножом и изрезал холст. Вандала связали и доставили в психбольницу, но это не спасло хранителя галереи. Увидев случившееся, он впал в безумие, выбежал из галереи и бросился под поезд.

После написания картины у художника Репина отсохла правая рука, а натурщиков, позировавших для картины, постигла страшная участь. Художник Мясоедов, с которого был написан образ царя, вскоре в гневе чуть не прикончил своего малолетнего сына, которого тоже звали Иваном. Трагедия постигла и натурщика, с которого художник писал образ убитого царевича. Писатель Всеволод Гаршин, позировавший для картины, сошел с ума и погиб в мучениях, выбросившись в лестничный пролет. »


«Восстановлением картины сначала занялся сам Илья Репин, однако его творческая манера к тому времени сильно изменилась. В январе 1913 года он переписал лицо царя, но результат значительно отличался от оригинального, в том числе гаммой. После этого директор галереи Игорь Грабарь принял решение удалить нанесенные художником краски и реставрировать оригинальное изображение, восстановив утраченный слой акварелей и затерев его лаком. Восстановленная картина вернулась в экспозицию весной того же года. Из-за повреждений она находилась под контролем реставраторов и никогда не покидала стены галереи с целью демонстрации на выставках.»


В наши дни:

«Сообщение о повреждении находящейся в Государственной Третьяковской галерее картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» поступило в полицию вечером 25 мая 2018 года. Полицейские задержали злоумышленника, который металлическим столбиком ограждения разбил стекло картины и повредил полотно — в трех местах в центральной части работы, на изображении фигуры царевича был прорван холст, а от падения защитного стекла сильно пострадала авторская художественная рама. Возбуждено уголовное дело.

Источник в правоохранительных органах ранее сообщил ТАСС, что задержанный 37-летний мужчина (Игорь Подпорин) пояснил полиции, что повредил картину из-за «недостоверности изображенных на полотне исторических фактов«.»


«После реставрации картина Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван» (также известная под названием «Иван Грозный убивает своего сына») будет выставляться в специальном бронированном кейсе. Об этом сообщила журналистам директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, информирует агентство «Интерфакс«.

По ее словам, «Сбербанк» выразил готовность поддержать обеспечение безопасности картины.

Реставрация займет длительное время, признали в Третьяковке.

Трегулова рассказала, что специальное антивандальное стекло разработано в Японии, его стоимость – «десятки, если не сотни тысяч евро». Кроме того, оно очень тяжелое, его невозможно вмонтировать в раму. Поэтому произведения искусств помещают в ниши, которые закрывают антивандальным стеклом, добавила директор.»


Замоскворецкий суд Москвы выбрал меру пресечения для Игоря Подпорина, испортившего картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» в Третьяковской галерее. Обвиняемый пробудет в заключении до 26 июля. Ему грозит до шести лет тюрьмы, а также штраф до шести миллионов рублей.

«Действия Подпорина вызвали широкий общественный резонанс и народный протест», – подчеркнул представитель обвинения. Защита просила для Подпорина домашний арест, так как он признал вину и заявил, что не собирается скрываться от следствия…

В октябре 2013 года было опубликовано обращение ученых-историков и общественных деятелей к министру культуры России Мединскому Владимиру Ростиславовичу и директору Государственной Третьяковской галереи Лебедевой Ирине Владимировне с просьбой убрать картину И.Е. Репина об убийстве Царем Иваном Грозным своего сына в запасники.

В связи с выходкой Подпорина Русским культурно-просветительным фондом имени святого Василия Великого подготовлено аналогичное обращение, подписанное учеными и видными общественными деятелями и направленное министру культуры России В.Р. Мединскому и директору Третьяковской галереи Зельфире Исмаиловне Трегуловой.

Подписанты напоминают, что 14 июля 2017 года президент Путин в своем выступлении перед сотрудниками Лебединского ГОКа в Белгородской области заявил, что конкуренты России не раз клеветали на нашу страну. Он отметил, что Русский Царь Иоанн Грозный не убивал своего сына, а его оклеветал папский нунций Антонио Поссевино из-за того, что Царь не согласился на окатоличивание России и отправил папского посланника восвояси.

К обращению православно-патриотической общественности приложена Историческая справка о смерти Царевича Иоанна Иоанновича 19 ноября 1581 года: «Сюжет картины художника Ильи Репина, названной художником «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.», не соответствует исторической действительности. В 1885 году профессор права, Обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода Константин Победоносцев назвал картину Ильи Репина фантастической, и не случайно.

Какие-либо объективные исторические свидетельства убийства Царем своего сына по неосторожности или в запальчивости отсутствуют. Среди источников конца XVI века слухи о якобы произошедшем событии содержатся лишь в сочинениях иностранных противников России, в частности папского легата Антонио Поссевино, ссылавшегося на якобы услышанные им сплетни при Дворе. В то же время все летописи той эпохи свидетельствуют о некой тяжелой болезни и смерти царевича.»

В 1903 году видный историк, академик Николай Лихачев опубликовал исследование («Дело о приезде в Москву Антония Поссевино»), подтвердившее отсутствие в первоисточниках каких-либо объективных данных о смерти Царевича Иоанна Иоанновича от ранения головы. Такой же точки зрения в 1922 году в книге «Иван Грозный» придерживался академик, доктор исторических наук Роберт Виппер, ее разделяют ученые конца ХХ века и наши современники: доктор церковной истории Митрополит Иоанн (Снычев), доктор исторических наук профессор И.Я.Фроянов, доктор исторических наук А.Н.Боханов, историки С.В.Фомин, Л.Е.Болотин и другие.

После вскрытии гробницы Царевича Иоанна Иоанновича 23 мая 1963 года группой антропологов во главе с доктором исторических наук Михаилом Герасимовым в 1963-1964 годах была проведена судебно-медицинская экспертиза честных останков Царевича Иоанна. Обнаруженное в останках значительное количество ядовитых веществ, несовместимое с жизнью (содержание солей ртути превышено в десятки раз – до 1333 мкг, мышьяка в несколько раз), а также отсутствие следов крови на волосах Царевича свидетельствует о тяжелом отравлении как о наиболее вероятной причине смерти Царевича Иоанна. Один из выводов судебно-медицинской экспертизы: «Нельзя решить вопрос о достоверности сюжета картины художника И.Е.Репина».

Комментарий редакции сайта "Исповедники":

Материалы для этой публикации собраны из разных источников.

Возникает вопрос: для чего выставлять на показ грехи своих царей-Помазанников Божиих, тем более, когда их преступления и вина НЕ ДОКАЗАНЫ? 
После первого нападения на злополучную картину И.Репина в 1913 году через год началась кровопролитнейшая 1-я мировая война, далее произошла страшная русская революция 1917г. (в результате которой к власти в стране пришли воинствующие жестокие безбожники) и братоубийственная гражданская война. 
И вот в 2018 году (через 105 лет!) снова нападение  на это сомнительное репинское произведение искусства с дурной славой, и снова желание государственных чиновников отреставрировать и сохранить отвратительный "шедевр", порочащий нашего православного царя.
Видимо к сожалению, русский народ в большинстве своем до сих пор не научился чтить царей, поставленных над ним Богом и Церковью.
Каким будет грядущее Божие наказание для нежелающего каяться народа?...

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s