Блокнот с краткими наставлениями отцов Церкви

В этой теме в комментариях представлены небольшие цитаты отцов Церкви (в том числе в виде картинок или текстов с иллюстрациями).

«Следующим образом возлюби ближнего: не гневайся и не памятозлобствуй на него; не позволяй себе говорить ближнему никаких укорительных, бранных, насмешливых, колких слов; сохраняй с ним мир по возможности своей; смиряйся пред ним; не мсти ему ни прямо, ни косвенно; во всем, в чем можно уступить ему, уступай; отучись от прекословия и спора, отвергни их как знамение гордыни и самолюбия; говори хорошо о злословящих тебя: плати добром за зло; молись за тех, которые устраивают тебе различные оскорбления, обиды, напасти, гонения. Никак, ни под каким предлогом не осуждай никого, даже не суди ни о ком, хорош ли он или худ, имея пред глазами того одного худого человека, за которого ты должен отвечать пред Богом, – себя. Поступай относительно ближних так, как бы ты желал, чтоб было поступлено относительно тебя. Отпускай и прощай из глубины сердца человекам согрешения их против тебя, чтоб и Отец Небесный простил тебе твои бесчисленные согрешения, твой страшный греховный долг.»
(Свт. Игнатий Брянчанинов)

Благослови, Господи!

Блокнот с краткими наставлениями отцов Церкви: Один комментарий

  1. Алексей

    Иосиф Фудель:

    Св. Максим Исповедник учил: “Всякий подвижнический труд, чуждый любви, неугоден Богу”. А это был самый распространенный факт: пост совершался в гордости о своем подвиге, т.е. вне любви, а потому так часто приводил нас не к уменьшению, а к еще большему увеличению холода и ненависти в мире.

    Все в христианстве определяется и проверяется любовью. 

    В Патерике есть такой рассказ: «Спросил некто старца — почему имеющиеся ныне между монахами подвижники не получают благодатных даров подобно древним? Старец отвечал: потому что тогда была любовь и каждый подымал ближнего своего вверх; ныне любовь охладела и каждый влечет ближнего своего вниз. По этой причине мы не удостаиваемся получить благодати» (От. 496). «Бог и великие грехи прощает человеку против Него Самого; но согрешения против ближнего не прощает, если (человек) с ним не умиротворится» (преп. Амвросий Оптинский, АМ, 119).

    Вот почему, как сказала авва Евагрий: «лучше быть среди тысячи с любовью, чем одному скрываться в пещерах с ненавистью» (ДI, 609).

    «Чада мои! Нет нечестия, которое было бы выше того нечестия, когда человек наносит скорбь ближнему и возносится над ближним» (преп. Антоний Великий, От, 16).

    Даже сама любовь к Богу поверяется любовью к людям: Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит (1 Ин. IV, 20).

    Но и любовь к людям, в свою очередь, поверяется в христианстве любовью к Богу: Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его (1 Ин. V, 2).

  2. Алексей

    Иосиф Фудель. О страхе Божием.

    Есть особая проба на золоте христианства, по которой его никогда ни с чем не спутаешь и по которой всегда можно отделить от него всякое не истинно христианское учение, в частности, сектантство.

    «Гортань брашна различает, — говорит Писание(Иов. XXXIV, 3), — так и вкус духовный все ясно показывает, как оно есть, не подвергаясь прельщению» (преп. Григорий Синаит, Д 5-253).

    Этой золотой пробой является страх Божий. Человека, чье сердце ранено любовью к Богу, — сам страх потерять его ведет за собой. Ведь первоначальный толчок любви в обретенной вере подобен малому лучу, и ощущающий его не смеет и не должен, из-за духовной осторожности, даже и называть его настойчиво — любовью. Любовь надо доказать, а не преждевременно утверждать себя ее имеющим.

    По учению Отцов, есть два вида страха Божия: один — новоначальный и другой — совершенный. Первый страх — это страх потерять за свои грехи свое вечное счастье и вместо него обрести вечные муки. Не имея страха потери своего благополучия в отцовском доме, блудный сын евангельской притчи бесстрашно ушел из него.

    Страх мук вечных вызывает в человеке ненависть к греху, как к врагу его личного благополучия, и тем самым удерживает его от ухода из Отцовского дома.

    «Признак перваго страха есть ненавидеть грех и гневаться на него, как гневается на зверя угрызенный им» (преп. Петр Дамаскин, Д V-333).

    Чтобы уметь любить, надо уметь ненавидеть.

    «Имеется, — говорит пр. авва Исаия, — естественная ненависть, и без ненависти к греху и демонам не открывается слава души. Эта (естественная) ненависть превратилась в нас в противоестественную ненависть к ближнему» (От. 208).

    Но ненавидеть можно только после того, как увидишь или узнаешь что-нибудь. Страх Божий открывает наши глаза и мы начинаем видеть в себе все, что нарушает в нас волю Божию.

  3. Главным условием следования за Богом и возможности стать Его учеником является самоотвержение (отвергнись себя, возьми свой крест, и после этого следуй за Христом). Но самоотвержение невозможно, если человек не видит себя погибающим, не видит своих грехов. Ведь человеку, который не видит себя грешным, по сути не о чем сокрушаться, а если нет сердечного сокрушения о своем бедственном положении, то нет и смирения, нет спасительной нищеты духовной, и Спаситель получается такому человеку не нужен (пример самодовольного фарисея из Св.Евангелия).
    Даже самый добродетельный и праведный человек носит в себе поврежденную грехом человеческую природу. Но спасающийся благоразумный праведник, в отличие от остальных грешных людей, живет в страхе Божием и эту свою ветхую поврежденную природу в себе видит и распинает силой Божией, осознает, что без Бога он нищий и ничтожный, что все его добродетели есть бесценный дар Божий, и благодать Божия пребывает на нем и ведет его по жизни.

    Страх Божий ненавидит грех и ложь, и он есть начало премудрости, тот малый луч света, который еще не любовь, но как бы ее зарождение, вспышка света, берущая начало свое от благодати Божией, высвечивающая всякие неправды и болезни грешной души, а также согревающая и исцеляющая душу человека силой Божией.
    Подай, Господи!

    «Ведь первоначальный толчок любви в обретенной вере подобен малому лучу, и ощущающий его не смеет и не должен, из-за духовной осторожности, даже и называть его настойчиво — любовью. Любовь надо доказать, а не преждевременно утверждать себя ее имеющим.»

  4. Алексей

    Святитель Феофан Затворник.
    Мысли на каждый день года — воскресение Лазаря четверодневного:

    У кого есть Марфа трудолюбивая — всестороннее доброделание, и Мария, сидящая при ногах Иисусовых, — внимательное и теплое ко Господу обращение всем сердцем, к тому Сам приидет Господь, и воскресит Лазаря его — дух, и разрешит его от всех уз душевно-телесности. Тогда начнется у него истинно новая жизнь, в теле безтелесная и на земле неземная. Это будет истинное воскресение в духе прежде будущего воскресения и с телом.

  5. Алексей

    «В первый год по получении Святого Духа, – рассказывает о себе авва Силуан, – я думал: грехи мне Господь простил, благодать свидетельствует об этом; чего мне еще более надо? Но не так надо думать. Хотя грехи прощены, но всю жизнь надо о них помнить и скорбеть, чтобы сохранить сокрушение. Я так не делал и перестал сокрушаться, и много я потерпел от бесов. И я недоумевал, что со мною делается. Господь Меня пожалел и Сам научил меня, как надо смиряться: «Держи ум твой в аде и не отчаявайся». И этим побеждаются враги. А когда я умом выхожу из огня, то помыслы снова приобретают силу. Кто, подобно мне, потерял благодать, тот… знай, что ты сам виноват: впал в гордость и тщеславие, и Господь милостиво дает тебе познать, что значит быть в Духе Святом и что значит быть в борьбе с бесами. Так душа опытом познает вред гордости, и тогда бегает тщеславия и похвалы человеческой и помыслов. Тогда начнет душа выздоравливать и научается хранить благодать»

    У других Отцов есть еще более суровые обличения ложного подвижничества. Ложь его в гордости подвига, в утверждении всех дел его, как спасающей силы, что наглухо закрывает дверь для благодати, а тем самым любви и смирения. «Душа истинно христолюбивая, хотя бы совершила тысячи праведных дел, по ненасытимому стремлению своему к Господу думает о себе, будто бы ничего еще не сделала… она уязвлена любовью Небесного Духа (преп. Макарий Великий, Д I – 229).

    https://azbyka.ru/put-otcov

  6. «Принявший благодать почитает себя уничиженным более всех грешников, и такой помысел насажден в нем, как естественный, и чем глубже входит он в Познание Бога, тем больше почитает себя невеждою, чем более учится, тем более признает себя ничего не знающим. Сие же споспешествующая благодать производит в душе, как нечто естественное.»
    (Прп. Макарий Великий, Египетский)

  7. Алексей

    Святой Григорий Палама. Беседы, посвященных Пресвятой Деве Марии.

    «Желая создать, – говорит он, – образ совершенной красоты и ясно показать ангелам и человекам силу Своего искусства, Бог поистине сделал Марию прекраснейшей. Он соединил в Ней отдельный черты красоты, которые Он роздал другим тварям, и сделал из Нее общее украшение существ видимых и невидимых, или, вернее, Он сделал из Нее как бы смешение всех совершенств, божественных, ангельских и человеческих, высшую красоту, украшающую оба мира, восходящую от земли до неба и даже превосходящую последнее».

    Матерь Божия есть «грань тварного и нетварного».

    Она перешла грань, отделяющую нас от будущего века. Поэтому, свободная от условий времени, Дева Мария является причиной того, что Ей предшествовало; Она одновременно главенствует над тем, что наступило после Нее. Она дарует вечные блага. Именно через Нее люди и ангелы получают благодать. Ни один дар не принимается в Церкви без помощи Божией Матери – Начала Церкви прославленной. Как достигшая предела становления, Она главенствует над судьбами Церкви и вселенной, которые еще раскрываются во времени.

    Тайна Церкви запечатлена в двух этих совершенных личностях: Божественной Личности Христа и человеческой личности Матери Божией.

    https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/

    1. «Итак, ты видишь, брат мой, каких даров и какой чести удостоилась от Бога Пресвятая и Пречистая Дева Мария. А теперь встает вопрос: что было причиной такой славы и достоинства? Девство ли Ее пречистое? Благородный ли царский род Давидов, из которого Она происходила? Святость ли Ее жизни, ибо Она пребывала всегда в молитвах и воздержании и размышлении о Божественных Писаниях? Ангельское ли Ее житие, которое Она вела во Святая святых в течение двенадцати лет? Ради этих ли только добродетелей Она избрана была Богом из всех родов? Нет! Воистину нет!

      Благими были все эти добродетели Пречистой Девы и достойны похвал от Бога и людей. Но знай и будь твердо уверен, что самая великая и самая святая добродетель, которую носила Пречистая Дева в сердце Своем,— это дорогой и бесценный камень смиренномудрия. Ибо смирение Ее было более всех остальных Ее добродетелей, и оно было причиной Ее избрания и призвания. И это мы можем понять из самого пророчества Пречистой Девы, сказавшей Духом Святым: призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его (ср.: Лк. 1: 48–49).

      Это великое смирение Святой и Пречистой Девы Марии мы видим и когда Она, стоя перед Архангелом Гавриилом, называет Себя Рабой, при всем том, что Она понимала из благовозвещанного Ей, что обрела благодать у Бога, что Она благословенна в женах и преисполнена благодати Божией и что Младенец, Который родится от Нее, назовется Сыном Божиим (см.: Лк. 1: 28, 35). При всех этих высоких благовещениях и ублажениях Архангела Она не превознеслась сердцем, но со смирением сказала Ангелу: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1: 38).

      Итак, брат, еще раз привожу тебе это на память, чтобы ты понял и твердо знал, что самой высокой добродетелью, украсившей жизнь Пресвятой и Пречистой Девы Марии, было смирение. Ради Ее превеликого смирения призрел на Нее Преблагий Бог и избрал Ее стать Матерью Сына Своего единосущного и единославного. Воистину, где обрелась великая глубина смирения, там преизбыточествовала и всеславная высота благодати. Ибо насколько сердце Пречистой Святой Девы было глубже смирением, настолько более превознеслась в Ней благодать Божия, чтобы исполнить слово, говорящее: В сердце глубоком возвысится Бог (ср.: Пс. 63: 7–8).»

      http://www.pravoslavie.ru/45785.html

  8. «Следующим образом возлюби ближнего: не гневайся и не памятозлобствуй на него; не позволяй себе говорить ближнему никаких укорительных, бранных, насмешливых, колких слов; сохраняй с ним мир по возможности своей; смиряйся пред ним; не мсти ему ни прямо, ни косвенно; во всем, в чем можно уступить ему, уступай; отучись от прекословия и спора, отвергни их как знамение гордыни и самолюбия; говори хорошо о злословящих тебя: плати добром за зло; молись за тех, которые устраивают тебе различные оскорбления, обиды, напасти, гонения. Никак, ни под каким предлогом не осуждай никого, даже не суди ни о ком, хорош ли он или худ, имея пред глазами того одного худого человека, за которого ты должен отвечать пред Богом, – себя. Поступай относительно ближних так, как бы ты желал, чтоб было поступлено относительно тебя. Отпускай и прощай из глубины сердца человекам согрешения их против тебя, чтоб и Отец Небесный простил тебе твои бесчисленные согрешения, твой страшный греховный долг.»
    (Свт. Игнатий Брянчанинов)

  9. Алексей

    преподобный Паисий Святогорец:
    Сейчас такое время, что мы знаем много молитв, но молимся мало. Едим постную пищу, но не постимся. Копим сведения о духовной жизни, а опыта ее не имеем. Исповедуем грехи, но не каемся. Ходим в храмы и стоим на службах, но душа не смиряется перед Творцом. Все это от того, что сердце закрыто. Оно должно открыться, чтобы впустить Христа.

    1. Спаси, Господи!

      Но как же оно (сердце) откроется Христу, если в нем много привязанностей к земному миру и его вещам? Одно с другим несовместимо. НЕ можем служить двум господам.

      Кто не отрешится сердцем от всего, что имеет, не может быть учеником Христа — сказал Господь. Т.е. можно иметь семью, какие-то вещи, дом и прочее, но при этом по заповеди Божией не должны мы становиться рабами своего имения и отвергать осознание, что все на земле временно и мы здесь только гости, а наше истинное Отечество на Небесах.

      Но как же трудно, пребывая в теле, смиряться перед Богом и отрешаться от всего, в том числе и от себя! Дай Бог, чтобы хоть в смертный час сделать это как должно ради Христа. Помоги, Боже!

  10. Перестань плакать о смерти и плачь о грехах своих, чтобы загладить их и войти в Жизнь Вечную.

    Христианин, ты воин и непрестанно стоишь в строю, а воин, который боится смерти, никогда не сделает ничего доблестного.

    Станем трепетать не перед смертью, а перед грехом; не смерть родила грех, но грех произвел смерть, смерть же стала исцелением греха.

    Не смерть причиняет скорбь, а нечистая совесть. Поэтому перестань грешить — и смерть станет для тебя желанной.

    Перестанем скорбеть о смерти, а примем на себя печаль раскаяния, позаботимся о добрых делах и о лучшей жизни. Будем думать о прахе и об умерших, чтобы помнить, что и мы смертны. При таком воспоминании нам трудно пренебрегать своим спасением. Пока есть время, пока еще возможно, будем лучше приносить плоды, или исправляться, если мы согрешили по неведению, чтобы нам, если день смерти застигнет нас нечаянно, не пришлось искать времени для покаяния, и уже не находить его, просить милости и возможности загладить грехи, но не получить желаемого.

    Будь готов к тому, что Господь каждый день может потребовать твою душу. Не делай так, чтобы сегодня покаяться, а завтра забыть об этом, сегодня плакать, а завтра плясать, сегодня поститься, а завтра упиваться вином.

    Пусть те, которые придут взять нашу душу, не найдут нас подобными веселящемуся богачу, пребывающими в ночи невоздержания, во тьме нечестия, во мраке любостяжания. Но пусть застанут нас в день поста, в день святости, в день братолюбия, в свете благочестия, в утре веры, милостыни и молитвы. Пусть найдут нас сынами дня и приведут к Солнцу Правды не как воздвигающих житницы (Лк. 12, 18), но как щедро их опустошивших и обновивших себя постом и покаянием, благодатию Христа.

    Когда человеческая душа исходит из тела, совершается некое великое таинство. Ибо если она виновна в грехах, то приходят полчища демонов, злые ангелы и темные силы, берут эту душу и увлекают ее на свою сторону. Этому никто не должен удивляться, ибо если человек, еще будучи жив, в этом мире покорился, предался и поработился им, то не будут ли они еще более обладать им и порабощать его, когда он выйдет из этого мира? Что касается другой, лучшей части людей, то с ними происходит иное. При святых рабах Божиих еще и в этой жизни находятся Ангелы, духи святые окружают их и хранят; а когда души их разлучаются с телом, то лики Ангелов принимают их в свое общество, в светлую жизнь и таким образом приводят их к Господу.

    Святитель Иоанн Златоуст

  11. Алексей

    http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/fudel5.htm
    С. И. ФУДЕЛЬ. ПУТЬ ОТЦОВ — О ЛЮБВИ

    Печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания… Мучимые в геенне поражаются бичем любви» (преп. Исаак Сирин)
    Ведь на Суде Божием с нас не спросят — постились ли мы, молились ли мы, но только: любили ли мы? Так как этот вопрос все спрашивает, и это будет Страшный Суд любви, «егда поставятся престолы и отверзутся книги и Бог на суде сядет».
    Любовь к людям для нас труднее всего. В молитве или посте — если искусственно изолировать их от любви — человеку весьма легко удастся слукавить и вложить ложку дегтя в их мед: что-то о себе, их совершающих возомнить и замкнуться в добродетельном футляре. Любовь же к людям в том и есть, чтобы в забвении о себе и в просторе от себя искать в людях Бога и в Боге спасаемых Им людей. Тут надо идти на жертвенный путь креста.

  12. «Евангелие будет всем известно. Но одна часть пребудет в неверии ему, другая, наибольшая, будет еретичествовать… и все-таки будут себе присваивать имя христиан. Будет часть и содержащая истинную веру, но и из этих немалая часть будет только по имени правоверными, а в сердце же не будут иметь того строя, какой требуется верою, возлюбив нынешний век.»
    (Свт. Феофан Затворник о последних временах)

  13. Алексей

    Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года —
    «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных». Итак, чтобы избавиться от греха осуждения, надо возыметь милостивое сердце. Милостивое сердце не только не осудит кажущегося нарушения закона, но и очевидного для всех. Вместо суда оно восприимет сожаление и скорее будет готово плакать, чем укорять. Действительно, грех осуждения — плод немилостивого сердца, злорадного, находящего услаждение в унижении ближнего, в очернении его имени, в попрании его чести. Дело это — дело человекоубийственное и творится по духу того, кто есть человекоубийца искони. Там бывает много и клеветничества, которое из того же источника, ибо диавол потому и диавол, что клевещет и всюду распространяет клеветливость. Поспеши возбудить в себе жалость всякий раз, как придет злой позыв к осуждению. С жалостливым же сердцем обратись потом с молитвою к Господу, чтоб Он всех нас помиловал, не того только, кого хотелось осудить, но и нас, и может быть больше нас, чем того, — и замрет злой позыв.

  14. Св.Паисий Святогорец:
    В сострадании сокрыта любовь такой силы, что она больше обычной любви. Если ты сострадаешь другому, то начинаешь любить его сильнее. Когда в любви есть сострадание, то ты сжимаешь в объятиях своего брата, одержимого бесом, и бес выходит из него. Потому что «крепкая» любовь, духовная любовь, в которой есть со­страдание, утешает создания Божии святым утешением, потопляет полки демонов, освобождает душу, врачует её раны бальзамом изливаемой на неё любви Христовой.

    Человек духовный — весь одно большое сострадание. Изнемогает, сострадая другим, молится, утешает. И, хотя берёт на себя чужие страдания, всегда полон ра­дости, так как Христос отнимает от него его боль и уте­шает духовно.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s